Кумулятивный эффект представляет собой дополнительный побочный эффект, который является вспомогательной частью продвижения Интернет-ресурсов во всемирной сети. Само же продвижение сайтов включает в себя много составляющих. Кумулятивный же эффект достигается посредством роста количества переходов на продвигаемый ресурс по тем запросам, с которыми работа не ведется, а также благодаря переходам по тем ссылкам, которые были установлены не оптимизатором. Это различные блоги, форумы и прочие похожие Интернет-ресурсы. Также к кумулятивному эффекту можно отнести общий рост авторитетности сайта для всех основных поисковых систем.
Все запросы, которые непосредственно не продвигаются, но по которым осуществляются переходы на оптимизируемый ресурс, можно разделить на четыре большие категории. К первой из них будут относиться словоформы продвигаемых поисковых запросов. Вообще словоформы сами по себе не являются поисковым запросом. Проблема в том, что результат работы со словоформами невозможно предсказать, а потому нерационально брать с них плату. А поскольку плата за словоформы не взимается, то непосредственно с ними никто и не работает. Раньше по словоформам разные поисковые системы выводили пользователя на ресурс с не менее высоким показателем, чем со всем запросом. Сегодня же результат работы со словоформами может быть самым различным. Предсказать его никто просто не возьмется. В некоторых случаях даже бывает, что результат в поисковых системах по словоформам превышает результат оптимизации по ключевым фразам.
Ко второй группе относятся те запросы, которые включают в себя полностью одно ключевое слово. К примеру, если продвигается запрос для московского сайта со словом «автошкола», то растет количество переходов по одному лишь запросу «автошкола». К примеру, такой запрос будет звучать как «автошкола Москва».
При этом оптимизаторы специально делают ставку на большое количество ссылок. Во время оптимизации специально используются не только те ключевые запросы, с которыми идет непосредственная работа. Таковые разбавляются другими, менее популярными. При этом другие слова идут как составная часть оптимизируемого поискового запроса, и вместе они образуют новую поисковую фразу, которую реально задают посетители. Эти запросы менее конкурентные по причине большого количества слов, и они менее распространены. Но при грамотной работе с ними можно добиться гораздо большего результата. Продвижение сайта при расчете на эти расширенные запросы будет гораздо более качественным и выгодным.
Две другие группы менее распространены и не дают столь ощутимого результата как перечисленные две группы поисковых запросов. Они представляют собой те запросы, которые никак не связаны с базовыми ключевыми словами, а также те, которые противоположны второй группе запросов.