Когда-то хорошее юзабилити было данью уважения клиентам - мы хотим, чтобы вы отдали нам деньги, а потому готовы сделать такой сайт, где вам будет удобно это делать. Конечно, эта мотивация сохраняется и сейчас и выступает основной при разработке удобного интерфейса ресурса, его навигации и так далее.
Однако все большее влияние юзабилити оказывает и на раскрутку, будь то продвижение по трафику или по поисковым словам. Учитывать достоинства портала, где подумали о комфорте пользователей, начинают и поисковые системы. Некоторые уже даже переделывают свои алгоритмы, чтобы высшие места в выдаче получали именно те, у которых помимо других факторов лучше продумано юзабилити. Поэтому все востребованнее становится услуга по его аудиту.
Сейчас можно выделить три основных метода, по которым проходит аудит юзабилити сайта. Расскажем немного о каждом из них.
Профессиональные аудиторы в состав персонала веб-студий входят редко. Однако это не мешает им иметь собственные наработки в этой сфере, оценивая свои и чужие проекты. Да и из интернета можно почерпнуть немало советов и вполне жизненных историй дизайнеров и оптимизаторов.
Плюсы такого подхода в его общей объективности, так как сайт оценивается со стороны каких-то общих критериев. Однако в этом же и минус - нет персонализации как по тематике ресурса, так и по его целевой аудитории.
Для этого привлекают профессионала, который в юзабилити как говориться «собаку съел», и просят оценить сайт.
Недостаток такого метода очевиден - мнение одного человека, каким бы профессиональным оно ни было, всегда субъективно. Тем более что он не проводит какие-либо тесты, а просто формирует свое мнение на основе увиденного.
С другой стороны такой взгляд со стороны будет полезен, если проводиться, например, редизайн сайта и совсем не лишним будет проверить дизайнеров и разработчиков, прежде чем выпускать проект «в свет».
Если нужно провести аудит юзабилити сайта максимально эффективно, то тут не обойтись без привлечения экспертов. Как правило, они работают с группой респондентов, для которых разрабатывается ряд тестов. На их основе делаются выводы о качестве юзабилити проекта.
Главные минусы обращения к аналитикам - длительность тестирования и его довольно высокая стоимость. Однако и результаты будут максимально объективными, с учетом все параметров продвигаемого сайта - его направленности, сегмента работы, целевых посетителей и так далее.
Юзабилити сайта также можно исследовать также при помощи ай-трекинга. Специальный прибор позволяет фиксировать перемещение глаз людей во время просмотра ресурса, а потом на основе так называемых «карт внимания» делать выводы о том, насколько те или иные сегменты сайта интересны и удобны для пользователей.
При аудите юзабилити сайта можно использовать как один, так и сразу несколько методов. Все зависит от его размера и проблематичности. И часто подтвердить выводы можно только практикой.